КАТЕГОРИИ ПИВНОЙ АТРИБУТИКИ


ЭТИКЕТКИ

Считается, что это самый популярный объект у бирофилов. Возможно, потому как подходов к увлечению тут наиболее большое количество. Я намерено не акцентировал внимание читателя к принципам составления коллекций. Это более теоретическое исследование, а мне хочется быть ближе к практической стороне дела. Итак, вроде понятно что собираем. Напомню про фронт-этикетку, кольеретку и контр-этикетку. Минимум три предмета, что из них взять в коллекцию?

Самый простой ответ: что хотите. На самом деле так и происходит, но по-моему личному мнению, начинать своё собрание следует с полного комплекта. Дело в том, что этикетка и её спутники являются некой малой художественной формой, совокупности которой составляют композицию. Лишив оную одного из элементов, вы получите уже совсем не то. Говоря о прагматической стороне вопроса следует отметить, что в ряде случаев не всегда можно определить производителя пива при отсутствии кольеретки или контр-этикетки. А причём тут производитель?

Да притом, что мы тут люди серьёзные, бумагу в кучу не кидаем, а стараемся её как-то классифицировать. Классификация также не самый главный вопрос настоящей статьи, потому субъективно рекомендую следующий порядок: страна-город-пивзавод-сорт-год появления-версия. После условно принятой классификации скажу про то, какие обычно собирают. Раньше народ тянуло на весь мир . Когда этот мир открылся во всей красе, стало ясно, что всего не собрать. Тогда появились коллекционеры одностранцы . В наших условиях чаще всего это Россия и страны ЕХ-СССР. Впрочем, существует такое понятие, как экзотика . Опять же, страны составляющие этот подвид выбираются самостоятельно и никаких четких определений тут не существует. Зато мы плавно подошли к понятию самопиец . Что означает, что выпил, то и собрал. Вид достаточно распространённый. Что ещё хотел сказать. Мелькание мысли. Стоит, очевидно, упомянуть редкие разновидности этикеточников: этикетки от пива, которое наливают в стандартную бутылку EURO ; этикетки от всего, что наливают в бутылку и что можно пить (вино, водка, коньяк, квас, морковный сок и т.п.); этикетки только от стеклянных бутылок (распространено); этикетки только одного сорта. К вопросу что брать также относится собирание мелких разновидностей, называемых вариациями. Это отличия от основного типа этикетки самыми различными параметрами: оттеночные, размерные, различия в надписях, значках типографии и др. И завершает серию принципиальных подходов, так сказать, вершина всего вопроса: ненаклейки или отмокашки. Понятия довольно простые. Отмокашка - этикетка (и всё остальное), отклеенная с бутылки. Даже в самом лучшем состоянии может иметь мелкие дефекты картинки. Ненаклейка, она же заводская , типографская и д.р. - этикетка, которая никогда на бутылку не клеелась. Состояние, сами понимаете, идеальное, если специально не перемачивать такие экземпляры. На самом деле, все серьёзные коллекционеры уже перешили на комбинированный способ, т.е. собирают и то и другое. Причины объясню позже. А пока вернёмся к вопросу. Большая часть сторонников типографского качества не пьёт пива, т.е. объект интересует эту часть человечества просто как кусок бумаги. Таких людей можно даже обозвать макулатурщиками . Увы, ортодоксов переспорить невозможно. Возможно, добьёт таких бирофилов окончательная победа компьютера над разумом, когда любую этикетку можно будет напечатать у себя дома на несколько минут, был бы образец. Стоит сказать несколько слов о дореволюционных ( царских ) этикетках. Как правило, в коллекции любого этикеточника присутствует несколько таких экземпляров, но в общей массе бумаги они практически незаметны. По личному мнению, если вы не коллекционер в н-ом поколении или не обладаете серьезными финансовыми возможностями, то и серьезно заниматься этим направлением не стоит. Также не ценятся новоделы , в большинстве случаев ксероксные варианты старых этикеток. Все выше сказанное можно отнести и к этикеткам где-то до середины 60-ых годов уже прошлого века. Знаменитые советские огурцы ( бананы , горловые этикетки) более доступны, но также требуют отдельного внимания. К чему я веду? К дружескому совету. Максималисты - вам прямая, но узкая дорога к естественному стремлению собрать всё, но путем ограничения интересов. Минималисты - помните, всё не соберешь.

От теории переходим к практике. Итак, где в современном мире достать пивную этикетку? Так, шатен слева. На бутылке в магазине? Правильно. Блондин справа? Больше негде? Да ну, явно не член МККПА:-) Этикетки, дети мои, сначала печатают в типографии. У вас там дедушка работает? Пьёт? А, деньгами берёт. Отлично, я с вами после лекции пообщаюсь, не исчезайте. Не советую просто так ломиться в типографию, вас не поймут. Пивные этикетки печатаются огромными тиражами, потому ваши коллекционерские копейки вряд ли заинтересуют директорат. Остаётся возможность как-то договориться, читайте Карнеги:-) Далее у нас непосредственный потребитель грязной бумаги, т.е. пивопроизводитель. Пивзавод, комбинат, мини-пивоварня. Здесь уже люди добрее, всё таки пиво производят, а не колючую проволоку. При современном развитии средств связи существует возможность напрямую договориться с пз об интересующем предмете. Не знаете адресов-телефонов? А как же Гугль, Яндекс, Жёлтые и Белые страницы. Так бы сразу и сказали, что читать-писать не умеете. А на почту не ходите? Если пивзавод в недосягаемости, то можно попробовать написать туда что-то жалостливое. Из серии мы сами не местные , но этикеток хочется. Иногда присылают. В последние несколько лет процент ответов составляет около 30%. Расходы не слишком большие, но не забудьте вложить в послание чистый конверт с обратным адресом. Что у нас остаётся? Приёмные пункты стеклотары. Тут ситуация аналогично типографской, но люди там стоят также добрые, не постесняйтесь обратиться, должны оказать помощь. Увы, этот способ не позволяет получить этикетки от ПЭТ, поскольку они всё ещё не принимаются. Еще есть завершающий момент, помоечный. Смотрите под ноги и по сторонам. Вдруг чего выкинули нужное. Работа грязная, но благодарная. Носите с собой пустой пакет и перчатки. И мойте руки перед едой:-)

Хорошо, достали вы каким-то образом бутылку с нужной этикеткой. Что делать дальше? Глаза открыть. Проверить, а так ли уж оная нужна. Если обратного пути нет, то следует это дело отклеить. Обратите внимание, не попалась ли вам бутылка с накатанной этикеткой, описанной выше. Скорее всего нет. Но если да, то тут ничего уже не сделаешь. Либо выкидывайте, либо ставьте на полку. Очень просто. Дальше сложнее. Этикетки-самоклейки (наклейки, не путать с ненаклейками, это другое) уже получили некоторое распространение, но их немного. К ним ещё вернёмся. Сначала о бумажных этикетках со стеклянной бутылки. К сожалению, определить, каким клеем она присобачена, на глаз невозможно. Допускаем, что неводостойким. Тогда, в воду её, голубушку, в воду. При водных процедурах требуется немного: вода и ёмкость, куда её наливать. Рекомендую отдельное пространство типа ведра или таза. Только из гигиенических целей. Конечно, если у вас шесть ящиков тары и неделя до приезда домашних из отпуска, то можно заполнить ванную целиком. Для большинства этикеток прекрасно подходит горячая вода из водопроводной системы. Исключения бывают, но определяются экспериментальным путём. Увы. Где мы остановились? Скажем так, в ведре. Сам использую специально отведённую ёмкость, в которой ранее находилась глазурь для мороженного. Пищевая пластмасса, если ведро грязное, то его поверхность краснеет. Видимо, от стыда:-) Не важно, у кого какая спец ёмкость. Наливайте ведро, ставьте бутылки. И ждите. Подавляющая часть бумаги уже через 10-30 минут будет находиться в свободном плавании. Но какие-то этикетки не заходят покинуть насиженные места. Можно попробовать узнать их состояние при помощи лезвия. А лучше оставить на ночь, если есть такая возможность. Пусть и в остывшей воде. Хуже не будет. Если тары много, то лучше выловить отклеившиеся экземпляры и добавить очередные бутылки. А то этикетки могут помяться в воде. Обработав таким образом партию товара, можно на какое-то время успокоиться. Ну а далее следует несколько раз поменять воду и проверить отсутствие клея на этикетках. Если оный ещё присутствует, то можно попробовать аккуратно снять его рукой или мягкой щёткой. Если полностью его удалить не удалось, то возможно будет применить сухие процедуры. Да мы пока в воде. Я все про стекло, на самом деле, к пластику применимы вышеописанные мероприятия, конечно, если клей позволяет. Итак, все промыто, что можно. Теперь необходимо удалить с этикеток лишнюю влагу. Если вы в ванной, которая облицована кафельной плиткой, то смело пользуйтесь. Плиткой. Этикетка мокрая, прекрасно прилипнет к кафелю. Вода стечет. Сторону наклейки, к которой прикрепить выбирайте по желанию. Но если есть вероятность, что на ней остались остатки клея, то лучше картинкой внутрь. На этой стороне клея не бывает. Затем периодически наблюдайте, не начал ли предмет коллекционирования самовольно покидать предложенную плоскость. Если пытается, то снимайте его оттуда. Желательно лезвием. Куда?

Этикетка ещё не готова к помещению в коллекцию. Надобно её окончательно просушить. Тут много способов. Опишу сначала свой. Полусухая бумага помещается в какой-нибудь не очень толстый еженедельник, типа Обустройство и ремонт , главное, чтобы страницы последнего хорошо впитывали влагу. Книги из дедушкиной библиотеки не советую использовать, вдруг захочется почитать. Этикет размещаем индивидуально, т.е. страниц не жалеть. Где-то через 12-18 часов следует проверить состояние, а потом перенести отклеенное в другое Ремонт и обустройство . Вот это другое можно уже помещать кучками под гнёт на несколько недель, а потом немедленно куда-то выкладывать. До куда мы ещё не дошли, сначала про отклейку закончим. Дело в том, что части этикеток вода категорически противопоказана. В первую очередь, это ПЭТ-этикетки. Классический пример - Очаково, которую можно вымачивать сколько угодно долго, но ожидаемого эффекта не будет. Клей здесь резиновый. Узнать об этом факте можно, подковырнув тонким острым предметом (или грязным ногтем) край этикетки. Если увидели что-то типа остатков жевательной резинки, то уверяю вас, оно перед вами. Наиболее популярный способ снятия этикетки заключается в заливании крутого кипятка из чайника внутрь бутылки. Для этого в качестве промежуточного предмета рекомендую использовать воронку. Пластик сожмётся, а этикетка сама освободится. Слава богу, что не все предметы от нагревания расширяются. Всё выше написанное справедливо для бумажных ПЭТ-этикеток. А существуют ещё и пластиковые. Да, пластик на пластике. Кипятком его травить нельзя. Попробуйте горячую воду из теплосети. А потом снова лезвие. Кипячёная вода так же подойдёт для самоклеек на стекле, которые чаще всего применяют для украшения и маркировки своей продукции мини-пивоварни. Сушить такие этикетки не надо, надо снять клей. С лент, где клеевые зоны малы, возможно удалить ненужный материал при помощи утюга через туалетную бумагу, или мягким растворителем типа уайт-спирита. Я предпочитаю сразу поместить готовый материал на белую бумагу, а там посмотрим, поскольку свойства клея через десятки лет хранения автором пока не изучены.

Алексей Ларин

Сайт создан в системе uCoz